Турция Ликийская тропа с младенцем часть вторая

В первый раз на Ликийской тропе мы побывали в ноябре 2018-го. И нам очень понравилось. Я тогда была на втором месяце беременности и хотелось верить в то, что через год мы вернёмся и пойдём по ней уже втроём. И хотя вышло не совсем так, как я себе это представляла, но мы действительно вернулись с 5-месячным сыном и прошли небольшой её участок.

В Анталию мы летели авиакомпанией S7 с одной пересадкой в Москве.

Перелёты, которых я боялась чуть ли не больше всего, прошли тихо и спокойно. На каждом взлёте и посадке Тимофей засыпал на груди. Потом, конечно, его приходилось какое-то время «выгуливать по салону», но это было не утомительно. В следующем году, в возрасте 1,3 года, лететь с ним было уже сложнее.

В Анталии начались первые трудности. Изначально мы хотели сразу уехать в Чиралы, где мы закончили свой поход в прошлый раз. Но оказалось, что Макс забыл дома кредитную карту, а я от своей забыла пароль. Несколько часов мы провели в аэропорту безуспешно пытаясь снять деньги в банкомате. Чуда не случилось. Тогда оплатив через интернет гостиницу, поехали туда ночевать. С прошлой поездки осталось немного турецких лир. Ими мы заплатили за такси и ещё хватило на 2 кебаба (донера). Вот такое начало путешествия! И это ещё нам повезло, что Тимофей был на грудном вскармливании. Очень полезная вещь, во всех смыслах.

На следующий день я опять пыталась вспомнить пароль, но память после родов отшибло окончательно. В банке мне сказали, что новый пароль могут выдать только лично. Пострадав и промучившись пол дня, мужу пришла в голову гениальная мысль – переслать себе деньги через WesternUnion (он помнил все реквизиты своей карты). Но ещё день ушёл на то, чтобы найти работающее отделение и всё оформить.

У Турков странное отношение к работе. Как показалось, из некоторых отделений нас отправили только потому, что не хотели париться с регистрацией иностранного клиента. Получив все таки деньги, мы хорошо покушали в кафе, до этого были только завтраки в гостинице и сушёный фарш, запаренный в кипятке (и снова спасибо ГВ).

А на следующий день наконец-то уехали на рейсовом автобусе в Чиралы. Прямой рейс идёт от автовокзала, до которого из центра Анталии легко добраться на трамвае.

Автобус едет несколько часов, но путешествие прошло неплохо, так как Тимоня много спал, укаченный горными серпантинами.

Единственная сложность – автобус делает остановку на трассе, а до посёлка нужно ещё спускаться вниз к морю 7 километров. Нам сказали, что можно дождаться другого автобуса, но ждать неизвестно чего под палящим солнцем мы не рискнули и пошли пешком. Нам повезло и нас подкинули на машине двое норвежцев.

В Чиралы Макс купил бензин для горелки и мы двинулись в путь. Пришлось опять заплатить за вход в древний город «Олимпус», потому что тропа проходит сквозь него.

После «Олимпуса» она резко по камням взбирается вверх и дальше идёт по лесу, что для нас было хорошо: в Турции даже в ноябре днём ещё достаточно жарко. Поспав 40 минут, Тимоха стал хныкать в эрго- рюкзаке. Это было очень обидно, потому что буквально меньше месяца назад он прекрасно сидел в рюкзаке и мог спать в нем часами. У детей все меняется очень быстро. Пришлось его вынуть и нести на руках (это я делала часто), что не удобно и не безопасно на каменистых тропинках с приличными подъемами и спусками. Успев пройти совсем немного, поставили палатку на более-менее ровной поляне в лесу.

Воды, конечно, рядом не было. Большой минус Ликийской тропы осенью – почти полное её отсутствие. Воду приходилось носить с собой в большом количестве. Темнеть начинало часов в 19. В сумерках Тимофею не нравилось, он начинал беспокоится и хныкать. Мы заносили его в палатку и включали фонарь – так ему становилось спокойнее и он мог поползать там немного перед сном.

Засыпал и спал в палатке он так же как и дома, а может быть, даже лучше. Хорошо, что мы быстро отказались от укачиваний на сон и в палатке не приходилось с этим мучаться.

Утром перекусили шоколадными батончиками. Не стали варить кашу и кофе, чтобы не тратить наши ограниченные запасы воды. Начали движение при утренней прохладе.

Тимоня почти сразу уснул в рюкзаке и можно было насладиться ходьбой в тишине, только птицы щебетали по кустам. Но через полчаса он уже проснулся и сразу пришлось сделать привал.

Вот так мы в основном и ходили: короткий переход – привал и так далее.

Зато потом, когда Тимоху снова удалось загрузить в рюкзак, мы вышли к стоянке чабанов. У них там имелся небольшой домик для отдыха и нам подсказали, что рядом есть источник с питьевой водой. Пока Макс ходил наполнять бутылки, Тимоха снова задремал и я ходила по дороге туда-сюда, боясь что он проснётся.

Нам повезло, Тимоха проспал ещё час и мы успели преодолеть хоть какое-то расстояние. Мы всегда старались и стараемся проходить/проезжать побольше пока он спит. Но спит в походах он все так же мало. После следующего пробуждения, мы остановились прямо на тропе (надо сказать, что народу нам попадалось по пути очень мало) и стали готовить. Позволили себе даже кофе, так как воды было много.

Навстречу нам вышел пожилой (но очень бодрый) англичанин, немного поговорили. Он попросил разрешения нас сфотографировать, сказал, что покажет дочке, которая сидит с маленьким ребёнком дома. Это, кстати, был не единственный раз, когда нас фотографировали с целью показать кому-то. В следующем году в Крыму нас сфотографировал мужчина, чтобы показать жене как можно путешествовать с ребёнком. Тимоня тогда уже сидел в переноске для детей у меня за спиной. Мелочи, а приятно :)

После обеда мы снова отправились в путь. Наш план – спуститься вечером к морю, в маленький городок Адрасан, и там заночевать. После леса тропа вышла на открытое пространство. А в этом месте она проходила прямо в трещине между скал.

Мы начали терять высоту, потом в поле зрения стали попадать теплицы и хоз. постройки – предместья Адрасана.

Там каменистая тропка сменилась на широкую грунтовку и я вытащила негодующего Тимоху из эрго-рюкзака и понесла на руках. Неожиданно из дома выбежала женщина и попросила подержать Тимофея.

Я забыла написать про отношение турок к детям. Если честно, сначала это было для меня шоком. Почти каждый встреченный нами житель (не только на тропе, но и в Анталии, в кафе, в аэропорту) хватал Тимофея, целовал, показывал родным и друзьям. Следуя инстинктам, первое время мне хотелось спрятать ребёнка и никому не давать, но потом я привыкла и расслабилась. Все турки искренне любят детей и ничего плохого моему сыну не желали. А он их не боялся и шёл на руки с удовольствием.

Когда мы высвободились из объятий, то пошли к линии моря искать ночлег. Это оказалось не так просто, многие гостевые дома в «не сезон» уже были закрыты. Но мы нашли пансион, который содержала пожилая пара. За 150 лир нам достался небольшой домик с кухней, туалетом и ванной. Несколько таких домиков были расположены в фруктовом саду. Вероятно, хозяева проживают там же.

Других жильцов мы не встретили. Попив чаю с гостеприимными хозяевами, мы прогулялись по набережной и поели рыбу в ресторанчике. Городок мне понравился. Он совсем крошечный, меньше Чиралы. Вот только искупаться не решились – дневная жара сошла на нет и вечером окунаться в море уже не хотелось.

В Адрасане мы обнаружили, что потеряли Тимохину соску. Хотя она и была с держателем, но, видимо, открепилась, пока я таскала его на руках и передавала туркам. Без соски нам было очень страшно. Тимофей к ней привык с рождения, она его успокаивала и засыпал он тоже с соской. Мы, конечно, взяли с собой запасную. Накрутили на неё всё, что было и теперь берегли как зеницу ока.

Утром, попрощавшись с хозяевами и позавтракав, мы отправились в путь. Пройдя Адрасан, свернули на широкую дорогу, обрамлённую какими-то хвойными деревьями. На обочине есть колонка с водой. Там мы перекусили сорванным по пути гранатом.

Идти по такой дороге одно удовольствие, но скоро она снова сузилась до привычной козьей тропы и стала подниматься в горы.

Забегая вперёд, скажу, что участок от Адрасана до маяка Гелидония понравился мне больше всего. Но этот участок показался мне и самым трудным. Приходилось сильно набирать высоту, обходя горами бухту. Некоторые места технически тяжелые для прохождения с младенцем.

Тем более, что он висел у меня на животе, а не за спиной. В трудные подъемы (и спуски, кстати, тоже) Макс шёл рядом и меня подстраховывал. Я не брала себе отдельно треккинговые палки, потому что почти всегда одной рукой поддерживала ребёнка, да и часто носила его просто на руках. Но по необходимости брала одну палку у Макса и на неё опиралась. Это фото было сделано после того как мы прошли некоторое расстояние без тропы, просто по каменной россыпи, шевелящейся под ногами.

Если честно, мне было страшно там идти, хоть по фото и не скажешь. Хорошо, что участок был совсем небольшим, а Тимофей в это время спал.

Тем не менее, 10 км. от Адрасана мы преодолели ещё до вечера и лагерь разбили до темна.

Это была наша последняя (и вторая) ночевка в палатке в Турции, дальше мы останавливались только в гостевых домах и гостиницах. Воду расходовали очень экономно. От Адрасана до следующего городка Караёза её нет.

Утром в палатку ворвался свежий ветер с побережья : Средиземное море было прямо под нами. Все таки как круто путешествовать и вот так просыпаться на природе!

Опять толком не позавтракав, мы пошли к мысу Гелидония, на котором стоит маяк.

С утра пасмурно и даже иногда накрапывает дождик. В прошлом году в ноябре за 10 дней не было ни одного пасмурного. Но что делать… Опять набираем высоту.

Тропинка очень узкая, без широких площадок. Привал делаем прямо на ней. Хорошо, что Тимофей в то время даже не ползал – никуда свалиться не мог.

Дальше нам открылся очень живописный вид: как будто пирожные из воды торчат конусы скал и маяк на обрыве мыса. Тропа обрывается резко вниз.

Почва глинистая и иногда проскальзывает под ногами. Идти приходилось очень осторожно, там где могла, я опиралась на камни.

Когда наконец-то спустились к маяку, волшебство рассеялось. Если стоишь рядом, он уже не впечатляет своей красотой, а вокруг много мусора и останков кострищ. Ещё и ветер сильный. Немного погуляв вокруг маяка, пошли дальше.

Тропа стала широкой и пологой. Потом и вовсе превратилась в дорогу – последние километры до Караеза нужно идти по ней.

Опять начался дождь. Через время он усилился, спрятали Тимоху под накидку. На старой развалюхе к нам подъехал крестьянин (так его Макс окрестил) и предложил подвезти до города. Мы согласились. Макс с трудом втиснул свой огромный рюкзак в его багажник, при этом немного его погнув.

А дальше как в кино… Только мы высадились и помахали крестьянину рукой, как с неба обрушился тропический ливень с ветром. Пальмы гнуло во все стороны. Мы не знали куда бежать. Я спряталась под крышу какого-то большого дома, а Макс убежал искать помощь. Гремел гром. Тимоха смотрел на меня дикими глазами, а я старалась не показывать панику. После такого шквала, дождь перешел в умеренный режим. Макс вернулся. Он нашёл на берегу работающее кафе, куда мы зашли погреться. Турки налили нам чаю и нашли гостевой дом. Хозяин приехал за нами на машине. Тимоня, стойко переносивший все передряги, в кафе разревелся и поплакивал в машине. Но потом успокоился.

Хозяин гостевого дома унёс показать его своей маме :) У них в доме организован своеобразный музей с разным хламом (раритетом), многое оставляют посетители. Мы тоже хотели отправить ему матрешку, но пока не собрались:)

Прогноз погоды был не утешительным. Помимо этого, от Караёза тропа какое-то время идёт по шоссе и этот участок лучше проезжать на транспорте, тем более с ребёнком.

В общем, мы не чувствовали себя ни физически, ни морально готовыми продолжать маршрут и решили закончить походную часть, заехать в город Демре, где находятся останки древнего ликийского города Мира, а оттуда вернуться в Анталию и последние дни тусить там.

До Демре и Анталии мы опять ехали автобусами. Мой страх перед общественным транспортом с ребёнком был побеждён, а в Анталии сняли дешевые и просторные апартаменты, где провели последние несколько дней.

Заключение: По Ликийской тропе мы шли от Чиралы до Караёза. Это заняло у нас 4 дня. Не смотря на то, что поход вышел совсем небольшим, поездка в Турцию дала нам многое. Это и первые с Тимофеем перелёты на самолетах, переезды на рейсовых автобусах, проживание в гостиницах и гостевых домах (в палатке мы с ним ночевали и до этого), походы по городу и кафе. До этого мне и в магазин зайти с ним было страшно. Ну и, конечно, смена обстановки тоже вещь важная. Тем более что очень приятно менять промозглый питерский ноябрь на солнечный турецкий. Море в ноябре ещё достаточно тёплое, и в Анталии мы много купались.

В общем, это была наша первая большая совместная поездка и старт нашим походам с сыном.