Лыжная Финляндия: первый опыт / 28.02-03.03.2019

Мысли о финских трассах для беговых лыж тлели в наших головах уже несколько лет, с тех пор, как мы сами более-менее на лыжах освоились, а потом и очень их полюбили. И в этом году, как ни странно, последним доводом к поездке стала моя беременность. Размер живота в конце февраля ещё позволял передвигаться на лыжах, хотелось покататься с комфортом на качественных трассах и разведать на будущее варианты поездок туда с ребёнком. В общем-то, всё задуманное получилось. А теперь по порядку.

Как только оформили визы, начали искать куда бы конкретно поехать. Надо сказать, что лыжные трассы там есть у любого мало-мальского посёлка, вопрос только в их количестве и живописности. Мне же сразу понравился национальный парк Коли (фин. Kolin kansallispuisto). Он расположен рядом с городом Йоэнсуу, в 460км. от Питера. Парк знаменит огромным озером Пиелинен и своими сопками. Самая высокая из них – Укко-Коли- достигает 347м. над уровнем моря. Зимой там работают два горнолыжных курорта – Укко-Коли и Лома-Коли, а количество трасс для беговых лыж достигает 70км., при чем многие из них освещены. Да, для Питера это весьма необычно. Лично я у нас знаю только 2 освещённые трассы: одну километровую на базе отдыха «Самая Ладога» и вторую платную в Учебно- тренировочном центре в Кавголово. Стоит ли писать, что все трассы для лыж в Финляндии бесплатные? Но мы уже года 4 не были в Европе и забыли как дорого там всё остальное. Поэтому мечты об отдельном домике довольно скоро разбились о курс евро. Пришлось пожертвовать уровнем комфорта и вместо домика забронировать хостел. И хостел нам попался очень даже приятный и атмосферный. По-фински он называется Vanhan Koulun Majatalo. В интернете может попадаться под названиями Old School Guest House или просто Hostel Koli.

Нельзя сказать, что он очень дешевый – 4 дня в нём обошлись нам в 16000р. Но с ценами на коттеджи не сравнить. Переделан хостел из старой школы, если не ошибаюсь, 1950-го года постройки. Антураж частично сохранен, например, в классе географии расположена столовая.

На стенах можно увидеть старые фотки, лыжи, стоит проигрыватель.

Общий вид гостиной:

На кухне всё необходимое и даже больше. Есть ещё аутентичная печь, которую я не сфоткала.

На первом этаже 2 душевые комнаты и 2 туалета. Номеров всего 4-5. Слышимость между ними очень хорошая, но по вечерам было тихо. Возможно, потому, что кроме нас, русских больше не было. Наш номер представлял собой просторное помещение с высокими потолками. Кроме двухспальной кровати, была ещё одна двухъярусная, так что теоретически можно останавливаться там и вчетвером. Но будет уже потеснее.

На втором этаже есть более комфортные и дорогие семейные номера. А ещё есть цокольный этаж с помещением для хранения и подготовки лыж (бесплатно), а так же сауна (15евро/час), куда же без неё. Мне всё понравилось. Единственный минус – в общих помещениях было довольно холодно, приходилось надевать куртку. Хостел расположен в паре километров от центра деревни. Там есть магазин и кафе. Мы большую часть продуктов привезли с собой, а в магазине отоварились один раз местными сардельками и морошковым вареньем. Кстати, консервы и колбасу провезли через границу абсолютно спокойно, пограничников они не заинтересовали. Что касается лыжных трасс, то тут и придраться не к чему. Одна из веток трасс проходит прямо мимо крыльца, и с неё уже можно попасть на другие маршруты.

Все трассы, на которых мы побывали, раскатаны под конёк, а сбоку прорезана хорошая лыжня.

Они соединяют между собой населенные пункты, везде проставлены указатели:

Можно ознакомиться с общей картой трасс и понять в какой точке находишься:

Вообще, в начале нам, которые плутали периодически на 10-ке в Орехово, казалось, что в этом многообразии маршрутов не разобраться. Трассы тут, наподобие горнолыжных, отмечены разными цветами: синие, красные и чёрные. Чёрные с самыми затяжными и крутыми подъемами. Сплошная линия – трасса раскатана под конёк, пунктир – лыжня, а насечки на линии означают, что трасса освещена:

Есть сайт для отслеживания где и во сколько прошёл ратрак. На спусках установлены специальные знаки. Как и в местах, где трасса пересекает автомобильную дорогу.

В общем, целая лыжная вселенная, для нас совсем не привычная. Но разобрались мы быстро, потому что всё сделано с умом и для людей. В выходные финны катаются семьями, можно увидеть на трассе как пенсионеров за 60, так и 2-3 летних детей. Оборудованы места для отдыха с костром и киоском, в котором можно купить чай/кофе/сосиски. Обычно такие места рядом с открытыми хижинами – лааву.

В первый день была отличная солнечная погода. Мы даже забрались наверх по чёрному отрезку трассы, чтобы полюбоваться видом на озеро Пиелинен.

А вот так выглядят окрестные сопки:

Места очень живописные и по хорошим трассам даже новичкам можно легко пробегать по 15-20км. Мы брали с собой в поясную сумку воду и сникерсы, чтобы подкрепляться по пути. Есть пологие и очень длинные спуски, доставляющие особый восторг.

Во второй день, в самую непогоду, мы пошли осматривать главную достопримечательность – вершину Укко-Коли. От гавани туда идёт пешая тропа.

На развилке надо идти строго прямо. В первый день вечером мы пошли налево( в ту сторону тоже стоит указатель) и погрязли в снегах, никуда не дойдя. 2 км. нужно топать вверх.

Последний участок пути проходит уже по лыжной трассе, там отличные места, но спуски мне показались достаточно крутыми. Наверху, прямо перед выходом на обзорную площадку, находится отель «Сокос» и, собственно, сам горнолыжный курорт Укко-Коли. В отеле можно купить марки и отправить открытку домой. Мы так и сделали. А вот и самые красивые виды в Коли с высоты 347м.

Да, мало что можно увидеть, потому что началась метель.

Но в этом белом царстве снега мы тоже нашли свою прелесть. Обратный путь идёт всё время вниз и преодолевается гораздо быстрее. После обеда мы снова вышли на лыжню, которую прилично замело.

Но всё равно километров 15 пробежали, изрядно устав.

На следующее утро, как по волшебству, снова светило солнце и все трассы уже были расчищены.

Мы выбрали новый маршрут, тоже примерно километров 15 длиной. Хотя измеряли расстояние условно, могли проехать и больше. Такие валуны встречались пару раз, очень они мне нравятся.

На этом маршруте лес перемежался с полем и частично трасса проходила между двух озёр. Но я уже писала, что места вокруг живописные. Скучать лыжникам не придётся.

Подъезд к нашему хостелу – снимаешь лыжи и идёшь пить горячий кофе с вареньем!

На вечер последнего дня мы припасли ещё одно развлечение – поездку по ледовой дороге. Это официальная 7-километровая дорога по льду озера Пиелинен. Зимой она сокращает расстояние до посёлка Лиекса, расположенного на другом берегу, на 65км. Эта дорога считается самой длинной официальной ледовой дорогой в Европе.

В Лиексу нам не надо было, просто проехали туда и обратно. Первый раз ездили по льду озера.

Запив это маленькое путешествие чашкой кофе в центральном в кафе, стали собирать вещи. На следующее утро двинулись в обратный путь. Хороший отдых получился у нас в Коли. Жаль только, что такой короткий.