Алтай. Часть первая: “К Чуйскому тракту”

Вам скучно живётся? Заняться дома нечем?

Паша, школьник из Горно – Алтайска

С тех пор как 16 лет назад я окончила школу, в области географии многое изменилось. Например, говорят, что появился пятый – Южный – океан. Но Россия для меня всё такая же большая и неизведанная страна, и поездка на Алтай – возможность раздвинуть для себя её границы и посмотреть хоть немного какая она Сибирь. Состав участников в этот раз поменялся и впервые я была не единственной девушкой в команде. Спасибо за это Наташе!

Перелёт и доброска до начала маршрута:

летели Аэрофлотом, рейс С-Пб – Москва – Барнаул. Билеты покупали, как обычно, за полгода. Лететь непосредственно в Горно – Алтайск гораздо дороже. Из Барнаула заказывали трансфер до Горно – Алтайска. Расстояние между городами 250 км. Обратно возвращались уже на автобусе. С велами на автобусе ехали первый раз и, в общем, ничего сложного в этом нет, а стоит в 3 раза дешевле. Так же у нас был ещё один трансфер – катер через Телецкое озеро. По воде с велосипедами тоже перемещались впервые и это добавило походу изюминку. При возвращении домой нам первый раз в самолёте повредили велосипеды. Не критично, но пришлось сдавать в ремонт.

Маршрут:

нашли в интернете, сами ничего не дорабатывали. Сначала думали, что не осилим такой километраж, но в итоге осилили и даже лишние дни остались.

Total distance: 785602 m
Max elevation: 2082 m
Min elevation: 267 m
Total descent: -10941 m
Download file: Altai.gpx

Километраж: 706км.

Набор высоты: 9993м.

День 1 (08.08.):Приключения начинаются/ примерно 3565км. на самолете и 250км. на машине

Сборы – неотъемлемая часть любого похода. Обычно для меня это приятная часть. Но не всегда. За 2 дня до вылета Макс умудрился сильно отравиться. Это очень осложнило весь процесс подготовки. А ночью перед самым выездом в аэропорт стало плохо мне. Оказалось, мы оба подхватили ротовирус. До аэропорта я доехала с трудом. И вообще в первый раз в жизни, вбегая в туалет, не знала какую часть своего тела первой подставлять к унитазу. В Москве стало уже легче. Пока ждали следующий рейс, обзвонили несколько телефонов и нашли вариант доброски до Горно-Алтайска. Ещё выяснили, что Макс забыл топливную трубку для горелки и работать она теперь будет только на газе. А ведь так хотели обойтись без него! В Барнаул прилетели в 17:00 по местному времени (4 часа вперёд). Там нас встретила хорошая погода и водитель Александр. Он захватил с собой семью: жену и сына. Заехав в местный «Триал-Спорт» за велосипедом для Санча и (увы) газовыми баллонами, выехали в столицу (и одновременно единственный город) Республики Алтай. В Горно-Алтайск приехали уже в темноте. Очень долго искали гостиницу. Как это ни удивительно, но они все были кем-то заняты. Наконец-то, нашли свободные номера в отеле «Бавария». Номера были не дешевые, но администратор взяла с нас только половину, так как вселялись мы уже после 00:00. Александр с семьёй тоже остался с нами, поэтому велы из машины на ночь вынимать не стали.

День 2 (09.08): «Осторожно, клещи!»/ 61км

Утром поели сосиски в тесте, приготовленные Наташей. Желудки бурлили, но от еды не отказывались. Попрощались с Александром и его семьёй. Они предложили заехать в музей, но мы торопились и решили не тратить время на культурную программу ( а зря, на обратном пути попасть в него нам было не суждено).

Чехлы для велов и другие ненужные в походе вещи оставили за 500р. в гостинице. Собирались 3 часа. За это время солнце поднялось высоко и стало палить нещадно.

Наконец-то выехали. В этом походе мы с Максимом как-то сразу попали в разряд аутсайдеров – наши новые «байкпэкерские» сумки в начале не хотели слушаться и постоянно съезжали и тёрлись об колёса. Приходилось останавливаться и их поправлять, а ребятам нас ждать. В городе заехали в «Спортмастер» докупить разные мелочи. Пока я стояла с велосипедами, подошёл школьник Паша. Стал всем интересоваться и спросил: «Вам делать что ли нечего?» Он не первый, кто задавал нам этот вопрос, и думаю, что не последний. Когда из магазина вышел Максим, Паша сказал ему, что он красивый :) По Горно -Алтайску, кстати, очень удобно перемещаться на велосипедах – везде сделаны накаты для подъема и спуска с тротуаров. Вот уже и окраины города.

Выехали на трассу в сторону пос. Артыбаш. Такие знаки дальше будут попадаться нам везде.

Появились предгорья.

В целом, от Горно-Алтайска до Артыбаша- необходимый кусок (165км.) не очень живописной трассы.

Красота начинается только в пос. Кебезень. Но машин на дороге не много и подъёмы не затяжные, так что ехать вполне комфортно.

На ночевку остановились в поле, отъехав подальше от дороги. Перед выездом из Горно – Алтайска местные напугали нас недружелюбным поведением алтайцев, особенно в горах, и тем, что они могут требовать деньги за палатку, поставленную якобы на их территории. Это наложило отпечаток на всю поездку – было немного стрёмно вставать неизвестно где. В этом месте, однако, нас никто не беспокоил. Перед ужином сходили к реке искупаться, вода на удивление оказалась очень тёплой, а ночью любовались огромным звёздным небом над головой.

День 3(10.08): Кебезень и другая дребедень / 94км.

Наш полевой лагерь утром.

Задача на день – доехать до пос. Артыбаш, из которого ходит паром на южный берег Телецкого озера, так что впереди ещё много километров.

Разлив реки Малая Иша у деревни Туньжа

Коровы спасаются от жары. А мы не взяли с собой даже солнцезащитного крема.

Пос.Чоя – административный центр района.

Заехали в магазин купить перекус. Колбаса сделана в Алтайском крае, как и большинство продающихся здесь продуктов. Республика Алтай живёт, видимо, только туризмом.

Дальше потянулась ничем не примечательная дорога:

Отметили для себя только кедры на обочинах, всё таки для нас это диковинка. Долго не могли найти место для обеда. С трассы почти нигде нет съездов. Наконец-то увидели один и свернули в лес. Даже нашли небольшой ручей. Показали ребятам наш прошлогодний грузинский ритуал – намочить футболку и надеть на себя. На какое-то время это помогает. После обеда продолжили путь.

На вершине каждого перевала обычно сосредоточена торговля: кафе и сувениры. Здесь всё закрыто, но туристы по привычке праздно стоят.

В пос.Верх-Бийск по мосту пересекли Бию.

Она вытекает из Телецкого озера и, сливаясь с Катунью, образует реку Обь. Вода очень холодная, а камни, покрытые илом, скользкие, так что зайти в реку не так-то просто.

Ещё один перекус у Бии. Здесь нас охватил соблазн остаться на ночь. Идеально ровный берег так и просил поставить на него палатки.

Но солнце было ещё высоко и волевым усилием мы приняли решение ехать дальше. Вдоль Бии местность стала интереснее. Доехали до села Кебезень, что живописно раскинулось по её берегам.

Соединяются берега посредством моста.

Житель Кебезени Александр и его велосипед.

От Кебезени до Артыбаша 20км. Солнце уже садилось, но в магазине нам сказали, что подъёмов больше не будет и , в принципе, до ночи можно успеть. Включив режим автопилота и подготовив заранее фонари, понеслись вперёд. Через какое-то время услышала скрежет за спиной – у Макса подсидельный баул не выдержал напряжения и влез в заднее колесо. Сам Макс чуть не упал с велосипеда. Остановились, чтобы перепаковать баул. В спешке ничего не получалось или получалось плохо. В общем, кое-как, уже по темноте, доехали до кемпинга Исток перед въездом в Артыбаш. Народа в кемпинге было много, места для палаток не то чтобы оборудованы, горячей воды в душе только на одну помывку. Стоимость -200р. с человека. Мне там не понравилось. Купили наливку и колу, чтобы выпить за ужином. Но и наливка как-то не зашла.

День 4(11.08.18): Через Телецкое озеро /километраж совсем маленький, поэтому не учтён

Проснулись мы поздно, собирались долго и никуда не торопились. При осмотре велов выяснили, что цепь у Макса совсем плоха, уже есть небольшие разрывы. На моей цепи нашли трещины. Это было печально, ведь новые одинаковые цепи нам поставили перед поездкой. Запасной цепи с собой не было, только сомнительная китайская выжимка и пару замков. В общем, проблема назревала, так как на другой стороне озера какое-то время цивилизации не предполагалось. Выехали. До въезда в Артыбаш остался буквально километр.

Поселок напомнил южный курорт, только лотков с купальниками и отдыхающих с матрасами не хватало.

Телецкое озеро произвело на нас впечатление.

Для сведения: алтайцы называют его Алтын-Кёль (Золотое озеро).
Русское название произошло от одного из местных племён – телесов. Озеро как часть группы «Золотые горы Алтая» с 1998 г. входит  в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Довольно часто это горное озеро называют младшим братом Байкала за красоту и высокое качество пресной воды.

На пристани нам сказали, что рейсовый паром уже ушёл. Ходит он не каждый день и стоит 2000 с человека. Не дёшево, однако. Стали искать другие варианты. Варианты эти были в широком ценовом диапазоне: предлагали довезти за 15000 и даже за 40000, а кто-то говорил, что это в принципе не возможно. В итоге Макс договорился с мужиком за 7500. Катер должен был прийти через несколько часов. Пока было время, мы заехали в кафе «У Евсееича», поели там борща и жаренного хариуса(очень вкусного), потом купили медовухи и отправились на пляж.

Вода у берега была вся в ряске, но мальчики всё равно искупались. Медовуха не произвела впечатления. Погода тоже стала портиться, набежали тучи. Макс и Саша, пытаясь заменить сломанное звено цепи, погнули выжимку. Пока они поехали в СТО за какими-нибудь инструментами, мы с Наташей отправились на пристань ждать катер. В СТО им удалось прижать торчащие элементы цепи, но проблема осталась не решённой.

Ждём катер

Катер подошёл часов в 17. Мы закинули велы и погрузились сами.

Было немного страшно, когда они, ничем не закреплённые, прыгали вместе с катером по волнам, но сама поездка запомнилась.

Протяженность озера – 77,8км. Мы плыли примерно 1,5 часа с одной остановкой на водопаде Корбу. Осмотр водопада – 100р. с человека. К нему проложена дорожка, а вокруг продают сувениры. Можно было бы его и пропустить, так дальше по пути с гор стекали 10-ки водопадов абсолютно бесплатно.

Судя по количеству плав. средств, водопад пользуется популярностью

Водопад Корбу за 100р.

Безымянный и бесплатный водопад

Приплыли на южный берег мы совсем в непогоду, начинался дождь. И стоило нам выгрузить велы(что сделать было совсем не легко, перенося их над водой по узкому бортику), как он полил в полную силу. Южный берег представляет собой пустынную песчаную косу.

Правда, несколько палаток там уже стояло. Пока прятались под деревьями от дождя, из кустов вылез велосипедист. Так мы познакомились с Антоном из Новосибирска.

Антон из Новосибирска

Оставив машину в пос.Улаган, они с девушкой спустились с перевала Кату-Ярык и тогда она поняла, что подниматься на него ей уже не хочется. Антон, оставив её в кемпинге, решил сам съездить до конца дороги, где нас и встретил. Каким-то чудом у него была с собой выжимка и он заменил сломанное звено.

Сделав доброе дело, Антон отправился обратно в надвигающуюся ночь. Потом он написал, что благополучно доехал к 6 утра. Мы поставили палатки, окунулись в озеро и даже разожгли костёр. Допили наливку и здесь она показалась нам гораздо вкуснее.

Перед сном к нам подошла суровая женщина. Сказала, что территория арендованная, за ней следят, и надо платить по 200р. за палатку. Потом, правда, подобрела, сказала, что возьмёт с нас только за одну и рассказала о своей непростой жизни на краю земли.

День 5(12.08.18): долина реки Чулышман / 75км.

Проснулись рано и собирались, как обычно, долго.

Перед выездом отдали 200р. бабе Алле (вчерашней суровой женщине), которая при свете дня уже не казалась такой суровой. Она, как и многие до этого, указала нам на 2 деревни- Коо и Улаган- которые стоит особенно остерегаться. Так же в виде напутствия сказала не платить за проезд через поскотины (калитки, препятствующие выходу скота) и закрывать их за собой. Видели на берегу огромную толпу велосипедистов без багажа, загружавшуюся в катер. Таких же как мы неорганизованных велотуристов (кроме Антона) за весь поход так и не встретили. Только немного отъехав от места стоянки, мы поняли, что попали в сказку.

Местность вокруг была очень красивая. В горах для меня везде прекрасно, но везде по-своему. А эта долина считается одним из самых живописных и труднодоступных мест Алтая.

Река Чулышман – самый большой приток Телецкого озера

У въезда в деревню Балыкча нас ждало стадо праздно лежащих коров. На нас они не обращали внимание.

Сама деревня растянута на несколько километров вдоль дороги.

В деревне есть церковь, футбольное поле, магазин, кафе и даже пешеходный переход

В кафе-магазине купили пирожки и лепёшки. Здесь местные пекут всё сами и это очень вкусно.

Чуть поодаль в беседке перекусили. Как раз вовремя, потому что начался мелкий дождь. Впрочем, впечатление от окружающей природы он не испортил:

Дорожные знаки – это важно!

А сама дорога везде, увы, как стиральная доска

У реки снова перекусили, искупались и поехали дальше – к деревне Коо.

А вот и сей оплот зла:

Дети открыли нам поскотину и просили 50 рублей. Мы им ничего не дали. В деревне нам встретилась всего пара человек. Во второй половине дня доехали до каменных грибов – «мешке таш» по-алтайски.

Путь к ним лежит из одноимённой тур. базы.

За 500р. оттуда всех переправляют на лодке на другой берег, где они и стоят. На велосипеде за день я не уставала так, как за примерно часовой подъём к грибам.

Смотровая площадка на середине пути.

А вот и сами грибы:

Подобное мы видели в Каппадокии, но там чудеса творили извергающиеся вулканы. Про алтайские же грибы написано, что они появились в результате вымывания горных пород различной твердости: более мягкие образовали ножки, а твёрдые – шляпки.

Для сведения:  в России хорошо известны как раз эти грибы в долине Чулышмана и ещё на южном берегу Крыма (природный парк «Каменные Грибы» в долине Сотера).

А вообще выглядит так, как будто их сделали сами алтайцы для привлечения туристов ;)

Спустившись, согрелись в кафе горячим супом и поехали дальше.

У Макса опять начались проблемы с цепью, приходилось её поджимать, но каким-то чудом она пока держалась. На моей уже тоже отсутствовали некоторые сегменты. К вечеру усталость проявлялась во всём: ногах, спине и особенно ягодицах.

Не всем хотелось ночевать в чистом поле, так как были сомнения относительно поведения медведей и местных жителей. А перед перевалом был кемпинг “Эзен”. Туда мы и доехали уже в надвигающихся сумерках. Кемпинг мне понравился больше, чем в Артыбаше и народа там было куда меньше. Душа, правда, в нем не имелось, но за 800 рублей мы сходили в баню и устроили там большую стирку.

День 6(13.08.18): «Тяжелая дорога»/ 35км.

Ночью была гроза. Первый раз я (не)спала в палатке под такими громовыми раскатами и вспышками молний. Не удивительно, что раньше люди обожествляли явления природы. Казалось, что сами боги перекидывают куски гор над нашими хрупкими убежищами. Утром только успели позавтракать и собраться, как запустил довольно сильный дождь.

Спрятав велосипеды, примерно час медитировали в здании Администрации под звуки пинг-понга и катаемых бильярдных шаров.

Потом, когда приуныл и дождь, перейдя в мелкую морось, пошли на штурм перевала.

Уже в начале стало понятно, что в седле его не преодолеть: серпантин круто заворачивался вверх, а вниз, размывая глину, стекала дождевая вода.

Несколько машин, не осиливших дорогу, стояло внизу. Мы медленно пошли, преодолевая виток за витком.

Всего серпантинная часть составляет 3,5км. Вершина серпантина на отметке примерно 1300м.

Для сведения: до 1989г. автомобильной дороги, спускающейся в долину реки Чулышман, не было — жители окрестных деревень пользовались крутой конной тропой, или же водным путём через Телецкое озеро.

На стенде инф-ция о доблестных строителях дороги и есть даже стихи

С обзорной площадки открывается вид на долину, из которой час назад мы начинали свой путь.

Думали, что фотографируем орла. В приближении оказалась ворона

Свое название перевал получил от алтайского «кату тярык» – «сложная дорога». Но для нас основная сложность состояла в том, что после серпантина подъем тянется дальше ещё примерно 10км. Там, по словам бабы Аллы, начинается лес волков. Только забрались на велосипеды, как у Макса порвалась цепь. Какое-то время потратили на то, чтобы камнем и гвоздём выбить испорченный пин, потому что выжимка сама гнулась в разные стороны. Поставив последнее запасное звено, поехали дальше.

Тот самый “лес волков”, о котором говорила баба Алла

Мы с Максом старались беречь цепи, поднимаясь в крутые горки пешком. Природа немного изменилась, после леса с волками появились зеленые холмы, по которым бегали суслики и бурундуки.

В самом конце подъема наградой нам был вид на озеро.

Дальше дорога пошла вниз вплоть до пос. Балыктуюль.

Туда мы доехали под вечер, закупили еды в магазине. Друзья захотели посушиться в гостевом доме, а мы решили поставить палатку за посёлком. Со стороны гор к нам быстро приближалась гроза. Не успев даже отъехать подальше от домов, начали быстро собирать лагерь на высоком берегу реки. Ветер усилился и выгибал палатку во все стороны, резко полил сильный дождь. Велосипеды мы прислонили к деревьям на краю обрыва и Макс (сразу после слов: «надо всё фиксировать») в спешке кинул спальник на землю. Спальник полетел вниз к реке. Хорошо, что ещё не стемнело. Не увидев как спальник упал в воду, Макс решил попытаться его спасти и по крутому спуску полез вниз. Я, вся мокрая, проглатывая слезы, перекидала вещи в палатку и ждала его наверху. Он вылез со спальником. Уставшие и живые мы залезли в палатку, переоделись в сухую одежду и приготовили в тамбуре себе поесть. Гроза ушла в сторону, ветер стих, а дождь стал умеренным. Возможно, нам надо было просто переждать какое-то время в укрытии и потом уже ставить палатку ( и не паниковать), но тем не менее всё закончилось хорошо и сейчас мы вспоминаем эту ночевку как одну из самых запоминающихся в походе. Спальник за ночь просох, но утром его ждали новые приключения!

День 7(14.08.18): Второе путешествие спальника / 71км.

Утром температура опустилась до 12-13 градусов. Кашу варили в тамбуре.

Когда стали собираться, нерадивый Максим опять уронил свой спальник. В этот раз мы печально смотрели как он прыгает вниз, плюхается в реку, плывет по течению и …цепляется за какой-то мусор. По проторённой дорожке Макс опять пополз вниз.

И смог вытащить его с помощью палки.

Вот так спальник обзавёлся своей счастливой историей. Как бы мы ещё половину похода без него обходились, представить сложно. Тем более, что купить новый было негде. С друзьями встретились дальше по дороге, из-за наших утренних развлечений им пришлось нас ждать.

Уже скоро въехали в ещё один эпицентр зла (и одновременно районный центр) – пос. Улаган.

Ничего необычного, просто голова лошади на дереве :)

Посёлок большой.

И на вид совсем не опасный ;)

Чемпионат мира по футболу не обошёл его стороной.

Погода улучшилась, вышло солнце. В Улагане купили вкусные пирожки с черемухой всего за 15р/шт. Решили съесть их за посёлком. По асфальту доехали до первых снежных вершин.

Вот тогда природа и начала нас испытывать: сначала полил дождь,

а потом пошёл град.

На вершину Улаганского перевала заползли изрядно мокрые и уставшие. Высота его – 2080м. Это самая высокая точка нашего пути. На вершине его проводят обряд поклонения Алтаю и повязывают ритуальные ленты. Об этом написано на плакате. И мы даже видели группу алтайцев, совершающих этот обряд.

Для сведения: ритуальные ленты называются  jалама или кыйра.  Они вяжутся у перевалов, источников, у подножья священных гор, в местах, где растёт можжевельник… Для этого есть специальные правила.  Ленты могут быть белыми, голубыми, жёлтыми или зелёными.
Белый цвет — символ родников, цвет белого молока, вскормившего человеческий род, поклонение духам перевалов.
Желтый цвет — символ солнца, луны.
Голубой цвет — символ неба, звезд.
Зеленый — символ природы, священного растения — арчына (можжевельника).
Красный (розовый) — символ огня.

Чуть ниже верхушки перевала есть очень аутентичное кафе, с потрясающим видом на озеро, тайгу и снежные горы. Мы там сытно поели и просушились.

Переодевшись в штаны, в этом кафе я забыла свои шорты. Видимо, оставила для духов – вместо подвязывания ленты. Дальше дорога шла только вниз, обдавая нас ветром, дождём и грязью. Местность опять поменялась, вокруг  появилось много озер.

Но из-за погоды красиво вокруг было холодной и суровой красотой.

Прочитала, что некоторые сравнивают этот район с Шотландией. Вполне может быть. К вечеру мы приехали в Акташ – последний посёлок перед Чуйским трактом.

Стали искать какую-нибудь гостиницу, чтобы принять горячий душ и согреться.

Она имелась в наличии, называлась “Уют” и представляла собой двухэтажное деревянное здание, которое время, увы, не пощадило. Тем не менее, душ там имелся и мы решили остаться в 4-местном номере.

Для сведения: в округе много гостевых домов. Обычно о наличии такого дома свидетельствует реклама на заборе с номером телефона. Мы звонили по некоторым. Но цены везде были не низкие, а за душ и вовсе надо было  платить отдельно.

Велосипеды администратор разрешила оставить в коридоре. Развесив одежду и снаряжение и поев, с мыслями о клопах и ещё неизвестно ком, легли спать.