Грузия на велосипеде: часть 2

День 8: 62,5 км.

После завтрака спускаемся на дорогу. Снова едем вверх. Асфальт хороший, машин почти нет, зато есть виды вокруг: У меня возникает необычное ощущение, что это не мы едем мимо неподвижных гор, а горы двигаются вокруг, в то время как мы стоим на месте. Поворачиваясь то одним, то другим своим боком, они раскрывают нам всю свою красоту. Проезжаем очередную деревеньку.Вокруг мирная сельская жизнь. В каждом дворе заготовки сена для скота. Сванских башен здесь уже практически нет.
Периодически встречаем велосипедистов из разных стран. Небольшое расстояние проезжаем вместе с парой из Германии. Они отпросились у шефов и уехали на полгода. Попутно ведут свой блог. Я им завидую, конечно. На обочине видим продуктовый ларёк.Покупаем там яйца и знаменитую сванскую соль. Я, кстати, пожалела, что купила домой только одну баночку – она очень хороша и может конкурировать с моей любимой адыгейской (которую я привожу исключительно из Краснодарского края). По пути попадаются тоннели. Они в основном короткие, так что можно ехать без фонаря.  Чем ниже мы спускаемся, тем более не обжито и заброшено  вокруг. Пустыми стоят некогда функционирующие предприятия, в горах зияют непонятно куда ведущие тоннели. Останавливаемся у мостов через Ингури.На этом мальчики проверяют себя на прочность ;)Через какое-то время видим на дороге плакат, возвещающий, что мы покидаем территорию Сванетии. А эти населённые пункты уже остались позади:На рынке закупаем провизию и едем искать место ночёвки.  Подходящее находим уже скоро, но нужно преодолеть ручей. Первая наша  водная переправа.Место очень уединённое и живописное, хоть и рядом с дорогой. Мне эта стоянка очень понравилась.Дима в запруде в очередной раз пытается поймать рыбу.Но на ужин, увы, у нас только рыба в консервах.

День 9: 54,8

Оказывается, мы ночевали рядом с Ингурским водохранилищем. Оно появляется буквально за следующим поворотом.Водохранилище немного напоминает озеро Рица в Абхазии. Низко нависающие провода, однако, портят весь вид. Продолжаем сбрасывать высоту. На обочинах опять много ежевики, высоко в горах её не было. Дорога пустая, а горы, показавшие нам свой масштаб в Ушгули, постепенно сворачиваются, чтобы через каких-то несколько десятков километров полностью сойти на нет. Грустно покидать горы.Встречаем последнюю сванскую башню.Её охраняет боевая корова, но нам всё таки удаётся проникнуть внутрь.Вот такие виды открываются сверху: Доподлинно неизвестно зачем сваны строили башни. Считается, что они выполняли разные функции: сигнальные, боевые, использовались как продуктовые  хранилища. Дальше въезжаем в  довольно крупный город Зугдиди. Заходим в придорожное кафе с кондиционером. Руки сами тянутся к капучино. В самом городе много разрушенных и пустых зданий. Это опять напомнило Абхазию.Зашли побродить по школе. По крайней мере, мне показалось, что это школа.Вечером по сложившемуся распорядку заехали на рынок.И стали искать место для ночёвки. В городе это оказалось гораздо сложнее. Съехали с главной дороги в сторону огородов и садов.И нашли площадку на берегу реки. Лагерь разбили рано. Я думала, что поваляюсь, почитаю книжку и пораньше лягу спать,но планы  спутали местные жители – весь вечер мы просидели с ними, распивая вино на противоположном берегу. Во главе стола был колоритный  грузин Каха и его интеллигентный брат Маха. На вопрос что они  здесь делают зимой, братья честно ответили: пьём. А вообще многие здесь выращивают фундук на продажу. Но в этом сезоне орехи подпортил “червёнок – мервёнок”. Такая вот досада!

День 10: 62.6 км.

Мычание коров возвещает о начале нового дня.
У Ромы отношения с коровами не сложились с самого начала похода.
Пока завтракали подошёл ещё один местный житель, спросил о нашем путешествии. Сказал, что грузинское гостеприимство уже не то. Раньше для всей деревни было бы позором, что гости – туристы ночевали в палатках и никто их не пригласил к себе. Справедливости ради отмечу, что Маха приглашал нас к себе в дом, но мы отказались. И сразу после этого пришёл Каха и позвал нас на завтрак. Уже второй для нас.
Уж не знаю как все эти вкусности в меня влезли. Удалось даже попробовать домашний мацони с сливовым вареньем. А на этом фото мы у дома и за нами тот самый фундук, который попортил “червёнок”. Нам его дали с собой в дорогу.
И вот после двух плотных завтраков, в самый разгар жары, мы наконец-то выехали. Решили срезать часть шоссе по просёлочной дороге. И тут началось самое интересное.
А именно: опять жуткие подъёмы, камни и пыль.
Но мы справились и в конце даже нашли работающую колонку.
Привал перед выездом на шоссе.
Какой-то монастырь.
Ночевать остались у реки. С удовольствием в ней искупались, а после захода солнца пришлось резко ретироваться в палатку из-за полчищ комаров. Совсем не ожидала их здесь встретить.
Преимущества нашей палатки налицо – можно наслаждаться закатом и комары при этом не кусают.
День 11: 35,6км.

Рассвет тоже выдался красивым.
Но не вся одежда успела высохнуть.
Наше поле постепенно стало оживляться. Позавтракав, выезжаем. Сегодня нас ждёт море!
Трасса у побережья уже очень оживлённая, ехать по ней – не большое удовольствие, но тем не менее, это тоже часть нашего пути. Скоро попадаем в окраины города Поти.
А это уже его центр.
Заезжаем на пляж, но купаться здесь не хочется. Грязь и коровы.
На этом пляже тоже много мусора. И вообще, все увиденные нами грузинские пляжи, за исключением пляжей в Батуми, оказались очень грязными.
Но это не помешало нам вдоволь накупаться. А на ночлег мы остановились тоже на пляже, пробив почти все камеры колючками. С наступлением темноты опять появились комары.
День 12: 25км.

Спешить нам некуда, поэтому в этот день устроили себе полуднёвку. Проехав немного, нашли место на пляже под  (вероятно) кедрами. Я привезла домой несколько огромных шишек.
Как и в прошлую ночь на пляже, боялись, что кто-нибудь придёт и прогонит нас. Но, к счастью, мы никому не были нужны. Даже комарам.
На пляже горы мусора и ни одного человека.
Чуть в отдалении всё наоборот.
Обедаем, пьём вино и принимаем водные процедуры.
Представитель местной фауны на палатке.
День 13: 45км.

Наш поход подходит к концу. Осталось только доехать до Батуми. Снова начались серпантины и появились горы,  это как-то разнообразило наш путь.
Пообедали местной шаурмой (не путать с шавермой). Мне она понравилась. Максим утверждает, что в ней была фасоль, но лично я не помню.
И вот круг замкнулся – мы снова в Батуми.
Ещё утром мы забронировали на booking.com апартаменты.
Нашли нужный дом. Пока мы ехали, апартаменты успели немного подорожать. Но мы уже не стали спорить с хозяйкой и , пристегнув в подъезде велосипеды, пошли смывать с себя пыль дорог.
Вечером прогулялись по набережной. Батуми понравился своими контрастами и даже напомнил Стамбул.
Знаменитые движущиеся скульптуры Али и Нино. Это герои одноименной книги Курбан Саида, которую я прочитала, вернувшись домой.
День 14: пешком по городу ( и примерно километров 10 до аэропорта на велосипеде)

Утром оставили велосипеды  у интернет – кафе, договорившись с его отзывчивым работником, и пошли гулять по городу.
Наткнулись на интересную табличку:
Самое яркое впечатление от Батуми – развевающееся во всех дворах бельё. Никто здесь не парится на счёт пыли.
Везде продаются дешёвые фрукты и овощи.
Пляж Батуми, как я уже писала, чистый. Но каменный.
Мы заметили, что  мужчины в Батуми выпячивают голые животы, а женщины выглядывают в окна.
И полные впечатлений, полетели домой!

Послесловие:

Я никогда не жалею о пройденных велопоходах, так как крутить педали для меня всегда удовольствие. В Грузии у нас был хороший маршрут по ( в основном) дорогам хорошего качества с минимальным трафиком и прекрасными видами вокруг. Исключение составили лишь дорога от Ушгули до Богреши (Верхняя Сванетия) – она без покрытия и пыль на ней просто стоит столбом. А так же дорога вдоль побережья от Поти до Батуми  – очень высокий трафик и смотреть там уже не на что. В Грузии очень дружелюбные и гостеприимные люди, общение с ними доставило нам большое удовольствие. Нигде не было проблем с установкой палаток. Только перед деревней Цана мы не нашли место и остановились в гостевом доме. Хотя до деревни было, по крайней мере, одно подходящее. Палатки ставили даже рядом с пляжем и никто нас не беспокоил. Всем понравилась грузинская кухня и вино. Цены достаточно низкие. Из разочарований только замусоренные пляжи и огромное количество туристов в Верхней Сванетии. Надо было ехать туда хотя бы лет 5 назад. А вообще советую всем побывать в Грузии и сама бы ещё съездила в Тбилиси!

Конец!

Наши расходы:

Расходы на пятерых человек (10 лари =  237,24 руб. по курсу на момент написания):
Еда \ вода \ кафе 759.5
На человека : 281,3 лари
 Перелёт С-Пб-Минск-Батуми-Минск-С-Пб: 19200руб.
 Тур. страховка  700руб.
Итого на человека: 26625руб.