Турция

Стамбул, Каппадокия, Киев

Часть 1: Стамбул

Какой русский не был в Турции? Так мы подумали и полетели в Стамбул. Как известно, все наши путешествия проходят под грифом «бюджетно», поэтому мы купили билеты Украинских авиалиний и даже не побоялись посетить славный город Киев (8000 руб./чел. Спб-Киев-Стамбул-Киев-Спб).

http://www.flyuia.com/ – сайт украинских авиалиний

В Стамбул мы прилетели вечером,  было уже  темно и шёл дождь.  Непосредственно рядом с аэропортом «Ататюрк» (Ataturk International Airport) есть станция метро «Havalimanı». Мы примерно вычислили ближайшую станцию к нашему отелю и сели в поезд. Оказалось, что даже до этой станции на метро не доехать и  надо пересаживаться на трамвай. Честно, я сразу же запуталась в транспортной системе этого города. Там есть метро, некоторые станции которого выходят на поверхность, есть метротрамваи, есть метробасы (автобусы, которые ходят по специально выделенной полосе), есть так же Мармарай – тоннель под Босфором, соединяющий азиатскую и европейские части и есть паром, занимающийся тем же самым. Я уже не говорю об обычных автобусах, фуникулёрах и туристическом трамвайчике на улице Истикляль. Выгоднее всего сразу купить транспортную карту «Istanbulcard”, класть туда деньги и пользоваться ей во всём транспорте. Мы же, почему – то, этого не сделали, а отдельный жетон на метро обошёлся нам в четыре турецких лиры. Кое – как разобравшись и пересев на трамвай, мы доехали до нужной нам остановки и уже там поймали такси.

Даже таксисту найти отель было непросто (потом мы узнали, что это нормальная практика), так как он затерялся на одной из узких улочек, по которой ночью бродили только коты.  В отеле в этот день не было электричества, и нас переселили в другой (оказалось, что и это нормальная практика). Там, правда, был отличный просторный номер и мы, в итоге, в нём и остались.  Не смотря на то, что на booking.com было отмечено близкое расположение этого отеля ко всем достопримечательностям, добираться до центра приходилось сначала на автобусе, а затем на трамвае. Три дня до нашего отлёта в Каппадокию мы так и делали, а потом переселились в самый центр.

В первый день мы решили прогуляться до центра пешком. Больше мы так не делали, расстояние оказалось приличным. Накрапывал небольшой дождик, а  при свете дня Стамбул был  уже другим: жилые, исторические и культурные пласты наслаивались один на другой, создавая город непередаваемых контрастов. Рядом со старинными зданиями далеких веков громоздились полуразрушенные лачуги времен наших; сохранившиеся останки каких-то древностей, заботливо огороженные забором, попадались  даже на обочинах дорог. Величие старинных мечетей, небесно-голубой даже в пасмурную погоду Босфор, обилие рыбаков, и днём и ночью «дежуривших» на Галатском мосту, уличные торговцы и, конечно же, коты… В моём понимании, Стамбул уже не был Европой, но и Азией  не стал.  Вид на Босфор Улицы Турция Мост чере Босфор, Турция

Первой достопримечательностью на нашем пути стал дворец  Долмабахче (Dolmabahce Palace). Перед его фасадом в специальных прозрачных кабинках выставлен караул. Мы долго присматривались, не манекены ли там внутри, но всё оказалось по-честному – через пару минут солдаты вышли, совершив небольшой ритуал, поменялись кабинками и снова замерли внутри.  Караул у дврорца

Ещё до поездки мы были наслышаны, что Стамбул город дорогой, но еда там дешёвая. Обнадёженные этим, мы зашли в первое попавшееся кафе (где, кстати, было много местных)  и были несколько разочарованы ценами. Позже выяснилось, что относительно дешёвая в Стамбуле только уличная еда – разные кебабы, знаменитый рыбный бутерброд «балык экмек» и тому подобное. Лично я очень полюбила там каштаны, которые продаются на каждом шагу и свежевыжатый гранатовый сок. Вот это действительно вкусно! Улица Турция Балык Экмек

Все туристы в Стамбуле бродят в основном по району Султанахмет (Sultanahmet).  Там сосредоточенно большое количество достопримечательностей, ресторанов и отелей. Билеты в музеи недешёвые. Можно купить музейную карту, в которую входят несколько посещений. Мы не большие любители музеев, поэтому ограничились только походом в Айя-Софию (Hagia Sophia/Ayasofya) и цистерну Базилика (Yerebatan Sarnici).  Оба места однозначно стоят посещения.

Цистерна представляет собой древнее водохранилище. Если раньше вода доставала до потолка, то сейчас она еле прикрывает откормленные спины, плавающих в ней карпов. Внутри царит полумрак и мистическая атмосфера. Над водой среди античных колонн проложены дорожки для посетителей.  Благодаря подсветке и музыке, кажется, что попадаешь на страницы мифов древней Греции, а если прогуляться подальше, то можно наткнуться и на перевёрнутые  головы медузы Горгоны.   Мне это место очень понравилось. Так же на территории есть  кафе.
Кафе Цистерна Базилика

В Стамбуле буквально дышишь историей. Айя – София, к примеру, построенная в четвертом веке, успела побыть православным собором, мечетью и музеем.  Здание это не вписывается ни в какие рамки и пропорции. Очень странно выглядящее снаружи, оно очень красиво и величественно внутри.  Различные религии и культуры тесно переплелись там  между собой и есть место даже суевериям.  На первом этаже, недалеко от входа,  находится так называемая «потеющая» или «плачущая» колонна.  Если в отверстие этой колонны вставить палец и провести кистью полный круг, то загаданное желание обязательно сбудется.  Увидев очередь к заветному кругу, я тоже решила попробовать.  Теперь жду, окажется ли всё это правдой.  IMG_4031

Напротив Айя – Софии расположена Голубая мечеть или мечеть Султанахмет (Sultan Ahmet Camii).  В неё тоже выстраивается очередь, но вход при этом бесплатный. Это была вторая мечеть, в которую я попала (первой  была Новая мечеть, тоже в Стамбуле). Особого впечатления её внутренне убранство на меня не произвело. Было не совсем понятно, что в ней отличительного от других мечетей. Возможно, количество минаретов – их у неё не четыре, а целых шесть. 10

Забавно, что несколько дней гуляя по Султанахмету, только в последний день вечером мы наткнулись на Египетский обелиск. Он стоит чуть дальше Голубой мечети и чуть ли не древнейший памятник Стамбула. Ещё в 390 году он был вывезен из Египта. Должна сказать, что до сих пор он выглядит очень молодо. Рядом с ним торчит ещё какая-то древняя палка – частично сохранившаяся змеиная колонна.

Первые три дня в Стамбуле было серо и дождливо, но мы стойко выбирались из гостиницы, надевали дождевики и гуляли до самого вечера, играя в игру «Найди кота». Котов в Стамбуле много, они выглядят сытыми  и ухоженными. Мы видели их в парке Гульхане (Gulhane Parki).11,2На ул.Истикляль (Istiklal Caddesi) 12

У мечетей, в антикварных магазинах на ул.Кукуркума (Cukurcuma Caddesi) 13

У хамамов :14

На рынках, в кафе…

Турция, коты Турция, коты

В общем, везде!

В каждом новом месте, если там есть базар, то мы идём туда. Грех было бы не сделать этого в Стамбуле. Базаров там не мало, но самый большой и атмосферный, конечно же, Гранд Базар (Grand Bazaar). Это настоящая восточная сказка и один из самых крупных крытых рынков мира. Помимо крытого помещения, там ещё несколько кварталов ларьков и уличных развалов. Интересно просто погулять там и поглазеть по сторонам, можно даже ничего не покупать.Гранд Базар Оживлённый и кишащий народом днём, он полностью вымирает вечером. Нам довелось пройтись рядом с базаром совсем поздно. Это напоминало прогулку по мёртвому городу: все витрины закрыты, мусор собран в кучи и вокруг него рыскают коты. И ни одной человеческой души. Было немного страшно. Только потом мы встретили двух туристов, энергично фотографировавших свисающие из окон и  развивающиеся на ветру платья.

В целом же Стамбул показался нам городом безопасным. Конечно, там пристают на рынках и зазывают в кафе и рестораны. Но откровенно неприятный инцидент произошёл с нами только один раз. Гуляя днём по городу и остановившись посмотреть карту, мы подверглись “насильной” чистке обуви.

О Стамбуле можно рассказывать долго, но у нас в планах ещё была двухдневная поездка в Каппадокию, а это место требует отдельного рассказа.

Часть 2: Каппадокия

Существует два способа добраться до Каппадокии из Стамбула: на автобусе или на самолёте. Мы выбрали второй. Лететь всего  час двадцать минут. Стоимость билетов в обе стороны на человека у местного  лоукостера Пегасус была 2000 руб. Но есть и свои недостатки. Аэропорт Сабиха Гёкчен (Sabiha Gokcen International Airport) находится на азиатской стороне и до него очень долго добираться. Из нашего отеля мы сначала ехали на автобусе до остановки «Кабаташ» (Kabatas Ferry Terminal), откуда ходит паром. А переплыв Босфор, снова сели в автобус и ехали уже до самого аэропорта. По времени вся дорога заняла несколько часов. От причала ходят также автобусы – экспрессы в аэропорт (Havas Sabiha Gokcen Airport) . Они стоят дороже, но едут без остановок. Мы ехали на обычном автобусе, поэтому вкусили все прелести азиатской стороны.

Прилетев в г.Невшихир (Nevsehir), мы столкнулись с ещё одной трудностью. В 19:00 автобусы там уже не ходят, поэтому добраться до деревни Гёреме (Goreme), где у нас был забронирован отель, можно было только на такси. Оно нам обошлось дороже, чем билет в одну сторону, а именно 80 лир. Ехать примерно 40 км. Как обычно, таксист долго искал дорогу.

Уже в отеле мы узнали, что при бронировании можно было заказать трансфер. Он обошёлся бы нам в четыре раза  дешевле – 20 лир./чел.

Гёреме – туристический центр Каппадокии, в основном все туристы живут именно  там и отелей в округе великое множество. Все они органично вписываются в местный причудливый ландшафт, а номера внутри стилизованы под пещеры. Наш отель назывался View Cave. Обошёлся он нам в 2200р. за 2 ночи. При этом, кроме протекающего в дождь потолка в ванной комнате, пожаловаться было не на что. Администратор тоже был очень мил.  Он рекомендовал нам на следующий день взять экскурсию, и мы его рекомендацией воспользовались. Гёреме

Удобнее всего  в Каппадокии брать напрокат машину прямо в аэропорту и уже на ней обкатывать окрестности. Но так как мы приехали всего на два дня, то решили не замарачиваться.  Первый день мы катались в составе небольшой экскурсионной группы с англоговорящим турецким гидом по одному из туристических маршрутов (стоимость экскурсии на человека – 100 лир), а во второй день опробовали ранее неизвестный для себя автостоп.

Туристический буклет  Каппадокии

Каппадокию трудно описать, её нужно увидеть. Четыре млн. лет назад три вулкана, находящиеся на этой территории, активно извергались. Продукты их жизнедеятельности за прошедшие годы превратились в причудливые скалы разных форм.  Благодаря тому, что скалы легко поддавались воздействию, их начали заселять люди. Вот и получилось, что в Каппадокии всюду скалы с пещерами – домами.  Эту прекрасную и к тому же плодородную землю пытались захватить все, кому не лень. На территории Каппадокии сохранилось 29 подземных городов, которые были построены в качестве убежищ. Мы были только в одном из них – самом большом – Деринкую (Derinkuyu). Подземный город Деринкую Подземный город Деринкую

Кроме подземного города, за два дня мы увидели скальный  монастырь Селиме (Selime), ущелье Ихлара (Ihlara Valley), долину голубей (Pigeon Valley), музей под открытым небом в Гёреме (Goreme Open Air Museum), огромные «грибы» в Ургюпе (Urgup) и долину волшебных дымоходов в Пашабаги (Pashabagi Fairy Chimneys). Последнее место понравилось нам больше всего. Мы обошли долину вокруг, промокли под дождём, высохли на солнце и увидели двойную радугу.

21 22

Ургюпские грибы Долина Пашабаги

Уже давно я пытаюсь себя отучить от попыток объять необъятное.  Понятно, что везде не побывать и всё не посмотреть. Но каждый раз возвращаясь домой из путешествия, я чувствую, что что-то упустила и чего-то не успела… В отношении Каппадокии это чувство безмерно. Остаётся только тешить себя иллюзиями о возвращении  в это волшебное место. Пашабаги

Часть 3: Снова Стамбул

Но нам ещё оставалось два дня в Стамбуле. На этот раз мы забронировали уже через сайт agoda.com отель «Эсен» (Esen Hotel) в самом центре. Цена за одну ночь примерно 50 евро. Прилетев в 23:00, мы попытались доехать хоть куда-нибудь на общественном транспорте, а уже потом взять такси. Увидев знакомый автобус, мы быстро в него влезли и доехали до причала. Там после долгих метаний и осознания того, что другого выбора нет, мы взяли такси. Оказалось, что из аэропорта можно было доехать на автобусе до площади Таксим, что уже на европейской стороне. Но мы этого не знали и поэтому переплатили таксисту, который опять нас долго возил, прежде, чем нашёл отель.

В отеле нам объявили, что информация с сайта о бронировании была получена поздно и номер нам не подготовили. Предложили отвести нас (опять!) в другой отель. Что нам было делать в два часа ночи? Когда мы зашли в номер, я испытала, мягко говоря, шок. В малюсенькой комнатушке помещалась только кровать.  Еле открывалась дверь в ванную и туалет. Это был самый ужасный номер в отеле, когда-либо мной виденный. После Каппадокии это была почти трагедия. Утром  в прежнем отеле нам дали скидку в пять евро. Номер был лучше и больше, но следы запустения уже присутствовали в виде отколотого куска раковины, дырки в потолке в ванной комнате и тому подобного.

В оставшиеся до отъезда два дня нас, наконец-то, порадовала солнечная погода. Мы так же шатались по городу, покупали сувениры и отправляли открытки. Открытки Стамбул Даже зашли в китайский ресторан, где с нами по-русски говорил официант из Туркменистана.

Улетали мы утром и решили, что успеем добраться своим ходом. Сначала во всём районе встали трамваи, и нам пришлось идти с чемоданом до площади Эминёню, а  там уже садиться на автобус.  Доехав до метро, мы успокоились, потому что до аэропорта была прямая ветка. Но доехав до конца, выяснилось, что эта ветка в одном месте раздваивается, и нам надо было перейти на другую сторону, чего мы не сделали. Пришлось возвращаться, пересаживаться и опять ехать.  На свой рейс  мы всё же успели. В самолёт я села с чувством радости. В Стамбул мне больше не хотелось.

Часть 4: Киев

На Киев у нас было 7 часов. Были сомнения: выходить в город или нет. Но в аэропорту «Борисполь»  делать было совершенно нечего, а город посмотреть хотелось. Таможенник после фразы: «А так ли Вам нужно выходить?»  поставил штамп и мы пошли осматривать столицу Украины. Перед аэропортом было тихо и безлюдно, вальяжно прогуливались таксисты. Рядом с автобусом мы встретили девушку с тревожно округлившимися  глазами. Она спрашивала водителя по-английски сколько стоит проезд до центра. Оказалось, что она из Бразилии. Летит из Стамбула в Дублин с пересадкой в Киеве. Рейс только на следующий день и ей надо переночевать в хостеле. Решили ехать вместе, так спокойнее. Уже на мой вопрос о стоимости проезда водитель ответил по-украински. Я, конечно, ничего не поняла, но потом он повторил на русском и даже сказал, где нам выходить.  До ближайшей станции метро ехали минут сорок. Наша попутчица всё это время с ужасом смотрела в окно и говорила как же хорошо у неё в Бразилии. А мы чувствовали себя как дома.  На метро мы доехали до Кресщатика и пошли искать хостел. Мы нашли нужный адрес, зашли во двор, но никаких вывесок или табличек не было. На двери случайно увидели наклейку с адресом сайта, с которого Вивьена (так звали девочку из Бразилии) бронировала хостел. Звонка при этом  не было. Из соседнего подъезда вышли дядьки, стали нам помогать – подбирать код на замке. Потом вышла тётенька и сказала нам код. Попав внутрь, Максим пошёл искать хостел, а мы остались ждать. Пока он искал, Вивьена только причитала, что хочет обратно в аэропорт. И вот раздался победный клич – хостел был найден. Там нас встретили девушка и парень легкоатлетического сложения в белых  трусах.  Парень задал вечный вопрос: бордюр или поребрик? Вот так мы  благополучно “сдали” Вивьену, пожелали ей удачи, а сами пошли гулять по городу. Майдан

В центре Киева попадались люди в военной форме и с автоматами, но в целом всё было спокойно и солнечно. Повсюду звучала русская речь, поэтому пришельцами мы себя там не ощущали.  Рядом с площадью заметили двухэтажный экскурсионный автобус и решили прокатиться. Мило побеседовали с водителем и экскурсоводом. Никто, из встреченных нами там людей, не проявил агрессии, все старались помочь. И только футболки в сувенирных ларьках с надписью «Хутин Пуйло» выдавали общую атмосферу.  Полтора часа мы смотрели на Киев из окна автобуса. Это красивый город.  А узнать его лучше ещё будет время.