Алтай. Часть вторая: “По Чуйскому тракту”

День 8 (15.08.18): Скованные одной цепью/километраж небольшой, поэтому не учтён

Утром нас ждал сюрприз: оба колеса на веле Санча (он стоял ближе всего к выходу из гостиницы) оказались проколоты. На каждом по несколько дырок. Возились с ремонтом до 12, когда нас уже начала выгонять чуждая нашим проблемам администратор.

Ещё вечером дед-алтаец (видимо, постоялец гостиницы) кряхтел на велосипеды и требовал их убрать. И вообще вёл себя не вежливо. Хотя они объективно никому не мешали. Не хочется его обвинять, не имея доказательств (тем более, что лично я его даже не видела), но больше некого. После обеда наконец-то выехали.

Всего-то 125км. до Монголии!

Сначала проехали примерно 4км. в сторону Монголии, чтобы посмотреть на гейзеровое озеро.

Это абсолютно необычный небесно-голубой водоём. На его поверхности, постоянно меняя форму, двигаются круги глины, поднятые со дна термальными источниками .

Зрелище завораживающее. Это известная и доступная достопримечательность Алтая, поэтому и народа на озере было куда больше, чем в долине р.Чулышман. Проход к нему осуществляется через тур. базу «Мёны», они проложили через болото дорогу, организовали место для отдыха и берут за это 50р. А ещё там можно зарядиться космической энергией, идущей от снежных вершин.

А теперь в обратную сторону по Чуйскому тракту. От Акташа дорога преимущественно идёт вниз, покрытие превосходное, а виды открываются просто головокружительные.

Р-256 «Чуйский тракт» – одна из красивейших автомобильных дорог России. Она идёт из Новосибирска до границы с Монголией и имеет протяжённость около 968км. Мы проехали по нему от Акташа до Горно- Алтайска (350 км.)

Но я не успела даже начать ими наслаждаться, как порвалась моя до этого ещё не подвергавшаяся вмешательству цепь. Запасных звеньев больше не было. «Всё, приехали»- было моей первой мыслью. Но вселенная, как это обычно бывает, пришла в равновесие, и на алтайца, проколовшего колеса, нашёлся алтаец, помогший нам продолжить путешествие. В Горно-Алтайске живёт бывший одногруппник Макса – Олег. И хотя они не виделись уже 10 лет, он откликнулся на нашу проблему, купил в магазине 2 цепи и отправил их в Акташ с попуткой. Доставка обошлась нам в 200р. И уже вечером мы их получили. Переночевали на обочине напротив посёлка, и вообще устроили там хорошую днёвку, даже попробовали местную шаверму (или у них шаурма?).

День 9 (16.08.18): Чуя и Катунь/ 93км.

Утром новенькие цепи засверкали на наших велах. Снова отлично заработали все переключатели и с учетом отличного покрытия на тракте – это уже была не езда на велосипеде, а свободный полет!

Чуйский тракт на этом участке обрамлён скалами, деревьев почти нет, машин мало. Ощущаешь величие природы и торжество инженерной мысли, проложившей здесь когда-то дорогу.

В этот день, кстати, мы проехали памятник строителям Чуйского тракта. В проектировании дороги принимал участие Вячеслав Шишков, автор “Угрюм – реки”, я очень люблю эту книгу. Вскоре слева от нас появилась Чуя.

На обед остановились на её берегу. Пока варились макароны, окунулись. Вода в Чуе мутная и очень бодрящая.

После обеда солнце совсем распалилось. В отсутствии какой-либо тени, мы жарились на нем нещадно. Такой контрастной мне и запомнилась Сибирь: то холод и дождь, то жара. Доехали до Чуй – Оозы (дословно «устье Чуи») – священного для алтайцев место.

Тут Чуя сливается с Катунью: мутная и прозрачная воды смешиваются вместе. Необыкновенный бирюзовый цвет Катуни – это то, что я буду вспоминать ещё очень долго.

Мутная – Чуя, прозразная – Катунь

Говорят, что в наибольшей степени её «бирюзовость» проявляется осенью и зимой, когда снег и ледники не тают, а питание реки идёт в основном за счёт подземных вод.

Максима это место совсем не впечатлило, а мне понравилось. Посидели там немного в тени и отдохнули от солнца. Открытые участки тела, конечно же, сгорели. Доехали до ближайшего посёлка, набрали в колонке воды и зашли в магазин. Там было необычно оживлённо – кроме нас запасы еды пополняли байкеры, едущие из Монголии. Один из них был из Питера. Немного поболтали. Монголия – это страна, по которой мы тоже хотим поездить на велосипедах. Хотели разбить лагерь рядом с посёлком, на берегу Катуни, но спуск к ней был очень крутым, ровных площадок не было, да и места вокруг были недружелюбные. Но апокалипсический мост очень впечатлил.

На мосту предупреждающая табличка: Проход запрещён!

В итоге пристанище на ночь мы нашли чуть дальше.

Везу йогурт к ужину…

Для меня это было одним из самых красивых мест  ночевки.

Правда, там меня настигла аллергия на полынь, о которой я раньше даже не ведала, и пришлось немного помучиться с заложенным носом. А вечер под звездным небом мы разделили с ещё одним байкером – Владом- из Белоруссии.

День 10 (17.08.18): Расставание/ 84км.

Пока мы собирались, на водопой пришли кони.

На Чуйском тракте они везде паслись свободно.

Выбрались к трассе, попрощались с Владом. Погода опять изменилась, небо затянуло тучами. Но ехать как раз было очень комфортно.

Проехали несколько посёлков.

Привет жителям Фрунзенского района!

В одном из них подкрепились полюбившимися булками и колбасой – впереди ждал очередной, третий, перевал – Чике-Таман.

Его витки круто поднимаются на высоту 1460м. Но преодолели его мы достаточно быстро (я засекала- 42 минуты).

На вершине развивались уже знакомые нам ленты. Для алтайцев горные перевалы – места особенные. Как и для велосипедистов.

Ленты белого цвета – поклонение духам перевалов

Вид с вершины перевала

Опять пошёл дождь. Спрятались на рынке в пустующем павильоне. Натянули одежду потеплее. Как назло, единственное кафе было закрыто, но нам там продали по стаканчику горячего чая с мёдом. Ребята решили сегодня закончить свой велопоход, доехать до пос.Онгудай и оттуда утром на автобусе уехать в Барнаул. Примерно час мы проторчали под навесом, дождь так и не закончился, поэтому зачехлились и поехали вниз. Вода хлестала во все стороны, ветер продувал насквозь. Я даже перестала мониторить возможные машины, так как из-за водяной завесы перед очками все равно ничего не видела, попыталась расслабиться насколько это возможно и в итоге даже насладилась спуском. Чуть позже дождь прекратился и мы успели подсохнуть на ветру. В Онгудае наши пути разошлись: ребята поехали в гостиницу, а мы дальше по маршруту.

пос.Онгудай

Хмурая погода и расставание подействовали на меня удручающе. Без ребят нас стало как-то мало. Хотя мы ни разу не были в дальнем велопоходе вдвоём и это тоже интересный опыт. В магазине купили дошираки и вафли, чтобы скрасить тоску.

Ещё через 20 км. недалеко от дороги нашли место для стоянки. Палатку поставили прямо на козьей тропе. Но место было уединенное, рядом бежал маленький ручей, из которого можно было набрать воды и умыться. А это для двух путешественников не так и мало…

День 11 (18.08.18): Последний перевал / 91км.

Утром настроение улучшилось. Колесо фортуны опять крутанулось и на небе  засветило солнце. Природа после Онгудая изменилась, по обочинам появился лес, стало больше зелени.

За это я и люблю велопоходы (в отличие от автопутешествий): ты успеваешь следить как меняется окружающий тебя мир, пропускаешь дорогу через себя, чувствуя её неровности и особенности, ощущаешь на себе смену температуры, ветер и осадки. Если уж откровенно – я не очень – то люблю испытывать сильный ветер, мёрзнуть или мокнуть под грозой, но это часть похода и я её ни на что не променяю.

Одинокий дом на Чуйском тракте

После вчерашнего дождя, кстати, недосохли только кроссовки и мы их сушили меняя постоянно носки . Через время у нас закончилась вода, да и еда подходила к концу. Воду мы нашли в небольшой речке у дороги, а вот магазины не попадались. На единственной попавшейся нам тур. стоянке продавали только мёд. В итоге к последнему на нашем пути – Семинскому перевалу – мы подъехали так и не пополнив запасы.

Пришлось подкрепляться остатками колбасы, заедая их вафлями.

Семинский перевал выше Чике – Тамана – 1717м. Но вместо крутого серпантина к вершине ведёт довольно нудный и затяжной подъем. Он дался тяжелее. Наконец-то мы смогли доехать до пологой площадки. Как водится, наверху были кафешки и рынок.

Мы съели по беляшу и выпили чай с травами. Ничего интересного там больше не было, никаких открывающихся видов и даже горы не были видны, что сразу меня расстроило. Велосипедистов мы не встречали, а вот  у автомобилистов вызывали интерес, несколько человек подошли поболтать, расспросить откуда мы и куда. С перевала мы понеслись так, что закладывало уши. Я даже надела куртку и натянула капюшон под шлем. Так мы быстро долетели до крупного посёлка Шебалино.

Там закупались в Марии – Ра. Это сеть магазинов по всему Алтаю, а может, и не только.

Любимый магазин ;)

Горы, о которых я переживала на вершине перевала, кстати, вернулись. До Шебалино было два неприятных момента: 1)мы попали на только что уложенный участок асфальта и, пока ехали, залитый свежим битумом щебень обсыпал нас и велосипеды с головы до ног, остались пятна на одежде, которые не удалось потом отстирать; 2) я проколола колесо, пришлось ставить запасную камеру.

Когда пришло время искать стоянку, подходящих не было. Нашли одно в поле у ручья, но оно показалось нам недостаточно феншуйным. Решили проехать ещё. А зря. Стало ещё хуже, берег реки оказался застроен кемпингами, останавливаться в которых нам не хотелось. В итоге нашли оборудованную пустую стоянку для палаток. На ней имелся туалет, крытая беседка и кострище. Понятно было, что по алтайским реалиям все это не может быть бесплатным, но кому платить было не понятно.

Макс попытался сходить в ближайший кемпинг, но никого там не нашёл. В конце-концов хозяин объявился сам во время нашего ужина. Хотел сначала стрясти с нас 300 рублей, но посмотрев, что мы на велосипедах, снизил цену до 200. И ещё долго рассказывал нам про окрестные древние мегалитические сооружения, не давая этим доесть свою гречку с сосисками.

День 12 (19.08.18): Бирюзовая Катунь/ 54км.

Утро опять выдалось ясным.  Мы никуда не торопились и долго собирались. До Горно – Алтайска осталось порядка 80км. и целых 4 дня. В этот раз мы не очень хорошо спланировали маршрут. А самое обидное, что могли бы поехать подальше в сторону Монголии, как оказалось, время на это было, но тогда нас волновали рвущиеся цепи. В общем, решено было или ехать в город и жить там в гостинице, или сделать последнюю ночёвку в палатке где-нибудь недалеко от въезда.

Утренняя просушка

Наслаждались последними километрами спокойного Чуйского тракта,  чуть дальше он сливается с Чемальским трактом и до самого Горно – Алтайска уже кишит машинами. По дороге даже нашли Почту, но работала она только несколько дней в неделю и сегодня, конечно, была закрыта.

В пос. Камлак, последнем населённом пункте перед слиянием трасс, решили сделать долгую остановку и впитать в себя душу Алтая. Я уже тогда мысленно с ним прощалась. Купили булочек и местного мёда и просто сидели на обочине дороги. За Камлаком снова появилась Катунь, отсутствовавшая на нашем пути какое-то время.

Народ чистит паласы

А за ней слились трассы. Сразу же поток машин стал в три, а то и в четыре раза интенсивнее. И с прежним двухсторонним движением мы уже чувствовали себя ну очень не комфортно, тем более, что концентрация населённых пунктов возрасла. В таких ситуациях мы обычно включаем “режим лосей” и пытаемся проехать неприятный участок как можно быстрее. Потом всё таки решили сделать остановку и изучить карту: может, найдётся какой-то объезд.

И, действительно, невдалеке нашли мост через Катунь, ведущий в соседский Алтайский край. Там можно было срезать километров 30 по незагруженному Айскому тракту, а потом по мосту снова вернуться на Чуйский.

Для машин мост платный, а для пешеходов и велосипедистов – нет

В итоге Айский тракт оказался абсолютно пустым. Там намечалось строительство отелей или баз отдыха, которое пока не началось.

Не дожидаясь вечера, мы нашли пологое место на берегу Катуни и провести там последнюю походную ночь.

Мимо постоянно проплывали на байдарках сплавщики, а рядом дежурил отряд МЧС. Мне там очень понравилось. А ночью спали прямо под открытым небом. Шум бегущей воды, всполохи зарниц, запах трав (хорошо, что полыни не было) и бесконечное звёздное небо  – ощущения непередаваемые!

ПОСЛЕСЛОВИЕ: На следующий день мы доехали последние 30 км. до Горно – Алтайска. Перед городом трасса стала шире и машины уже не вызывали такой напряг. Заехали сначала в гостиницу, в которой остались наши вещи, а потом нашли очень милый Этно- хостел, где и провели оставшиеся два дня. К сожалению, Национальный музей им.А.В.Анохина, где хранится мумия Принцессы Укока (“данное журналистами и жителями Алтая название мумии  молодой женщины возрастом примерно 25 лет, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году”), оба дня был закрыт, а других достопримечательностей в столице Алтая особо и нет.  Но зато встретились с Олегом – человеком, без которого наш велопоход мог бы и не завершиться. Ему отдельное и большое спасибо!

В Барнаул мы доехали на автобусе, билеты купили заранее. В пути около четырёх часов. От автовокзала до аэропорта взяли такси (удивительно, но сумели впихнуться в обычную легковую машину). Природа Алтая мне понравилась, хотя увидели мы не так и много. Жалею, что не удалось посмотреть степи, но,надеюсь, это ещё впереди. Напрягала только ситуация с местными, когда немного страшно было ставить палатки в диких местах (в прошлом году в Грузии мы их ставили и на пляжах, и у дорог, и на чьих-то огородах и чувствовали себя абсолютно спокойно), но, как оказалось, и ночёвка в гостинице – не гарантия спокойствия. В любом случае, я не жалею о поездке на Алтай и уж точно она не отбила у меня желания путешествовать по России!

Конец!

Наши расходы, руб.:
Еда \ вода \ кафе9500/4  + 2780/2
Хранение вещей в гостинице500/4
Газ (5 баллонов по 250гр.)1025/4
Транспорт:
Трансфер от Г-А  до Барнаула
Катер через Телецкое оз.                                                      Автобус Г-А – Барнаул
Такси до аэропорта

Итого на человека:28600руб.

(editОтчеты, путешествия

Отчеты, путешествия

6 comments for “Алтай. Часть вторая: “По Чуйскому тракту”